Такие данные приводятся в исследовании «Агентства Контакт». Заметим, что в 2011 году средняя зарплата выпускников находилась на уровне 22 тысяч рублей в месяц, однако их пожелания по заработку составляли 50 тысяч. «Если говорить о трендах, становится совершенно ясно, что студенты в большинстве своем ищут стабильности, — комментирует Алена Занегина, Директор департамента «Graduate Recruitment & Employer Branding», «Агентство Контакт». — Наиболее ярко это проявляется в данных, иллюстрирующих ожидания по заработной плате и инструменты поиска работы. В прошлом году средний текущий заработок студентов составлял 22 тыс. руб., в то время как их ожидания на будущий год были в два раза больше. Сегодня, несмотря на то, что средний текущий заработок повысился, ожидания относительно его будущего объема снизились».
Среди других выводов исследования отмечается, что у 93,1% выпускников уже есть опыт работы. Это больше, чем в прошлом году, — тогда какой-либо опыт работы был у 87% опрошенных. В то же время, реальная занятость выпускников за последний год существенно снизилось. В исследовании 2012 года 27,8% выпускников указали, что не работают. Год назад таких было только 10,9%.
Заметим также, что 43,1% опрошенных выпускников ищут работу, в основном, через сайты вакансий в Интернете; 22,2% — через знакомых и друзей.
Более, чем для половины студентов-выпускников (68,1% ) работа в западной компании является более привлекательной, чем в отечественной. Данный показатель вырос на 10% по сравнению с 2011 годом. Тем не менее, примерно для 30% опрошенных этот критерий не играет ключевой роли.
Компаниями, о которых выпускники располагают наибольшим количеством информации, в 2012 году стали Robert Bosch, Mars, Coca-Cola и Procter&Gamble. Причем карьерные разделы Интернет-сайтов были названы среди основных источников получения информации о конкретных компаниях (56,9% опрошенных в 2012 году).
Среди главных критериев выбора места работы выпускниками стоит отметить некоторое снижение важности «перспектив карьерного роста» в 2012 года. Этот вариант ответа выбрали 45,4% опрошенных, год назад таких было 50,8%. Также уменьшилась роль размера стартовой заработной платы — на первое место этот критерий поставили 15,3% выпускников, в 2011 году — 24,6%. С другой стороны, заметно выросла важность «наличия в компании программ для молодых специалистов». Такой вариант ответа в 2012 году выбрали 22,2% опрошенных.
«Уменьшилось количество студентов, для которых при выборе места работы важны перспективы карьерного роста, — а это весьма симптоматичное явление, — говорит Алена Занегина. — На первый план для них выходят компании, готовые предложить открытые вакансии, интегрировать и учить молодых специалистов. Сейчас студенты стремятся к стабильной работе, заработку и реальному опыту, а раньше на первом плане была карьера и строчка в резюме.
Все указывает на то, что кандидаты планируют работать в одной компании дольше, чем раньше. Очень высока доля специалистов, которые стремятся к стабильности и желают иметь предсказуемые перспективы в компании, с которой уже построены определенные отношения».