Кадровое импортозамещение

 
Публикация 114 из 117 по теме Кризис - время возможностей

Что происходит на рынке агентств по подбору персонала после ухода западных компаний — в материале «Коммерсант».

С 24 февраля на территории РФ перестало работать более полусотни иностранных компаний из различных отраслей экономики. Некоторые из них специализировались на подборе массового персонала и топ-менеджеров для российского рынка. «Ъ» изучил, как на фоне изоляции России западными компаниями за последние полгода изменилась ее кадровая отрасль и на какие перспективы рассчитывают оставшиеся в ней игроки в нынешних экономических и политических условиях.

По итогам 2020 года, как следует из данных доклада Ассоциации частных агентств занятости (АЧАЗ), рынок решений по управлению персоналом составил чуть более 281 млрд руб.— несмотря на пандемию, он вырос на 8,8%. Большая часть этих средств пришлась на услуги по аутсорсингу, объем которого увеличился на 13,7% и достиг 243 млрд руб. (в АЧАЗ уточняют, что частично данные о приросте рынка отражают улучшения в сборе информации о работе его участников).

Два других сегмента — подбора и предоставления персонала — напротив, по итогам прошлого года сократились на 20,6% и 10,2% соответственно. Емкость рынка подбора персонала составила лишь 15,2 млрд руб., поскольку компании приостанавливали проекты и в целях экономии оптимизировали штаты сотрудников. Объем рынка предоставления персонала оценивался в 23,1 млрд руб. (подробнее см. «Ъ» от 23 августа 2021 года). В число крупнейших игроков рынка массового подбора, если судить по обороту, по данным АЧАЗ, входили пять компаний, на долю которых пришлось около четверти рынки. Четыре из них, за исключением лидера рынка компании «Анкор» с оборотом почти 30 млрд. руб., являлись международными компаниями и на данный момент ушли из РФ.

Так, в июне этого года стало известно, что Kelly Services, занимающая второе место в рейтинге АЧАЗ (оборот в 2020 году — 10 млрд руб.), продаст свое российское подразделение компании Ventra (третье место в рейтинге АЧАЗ и 7 млрд руб. оборота в 2020 году), а сам бренд покинет страну в связи «со сложившимися обстоятельствами и после тщательного анализа своей структуры и возможностей», как указывалось в пресс-релизе компании. О сумме сделки стороны не сообщили. Как рассказали «Ъ» в пресс-службе Ventra, в HR сфере они специализируются на экспертных решениях в разных областях от продаж до IT. «Сегодня мы делаем ставку как на простые кадровые решения, так и на более комплексные аутсорсинговые проекты, когда отвечаем не просто за людей, но за эффективность процессов. Мы активно развиваем нашу платформу для заказа самозанятых исполнителей — в текущих экономических условиях у компаний есть большой спрос на привлечение почасовых работников под определенные задачи, это особенно востребовано в ритейле или екоммерсе»,— отметили в пресс-службе Ventra. Также, как подчеркнули в пресс-службе, есть некоторое оживление рынка в связи с перераспределением производственных ресурсов в сторону российских компаний и решений, заметна активизация со стороны турецких и китайских брендов. «Мы также видим повышение спроса на развивающемся рынке Казахстана. Компании как активно ищут сотрудников в штат, так и рассматривают возможность привлечения временных ресурсов»,— говорит Екатерина Карабанова, управляющий партнер Ventra и Ventra Go!

Как пояснил «Ъ» вице-президент по операционному управлению кадрового холдинга «Анкор» Алексей Миронов, «нужно понимать, что компании имеют различный набор продуктов, поэтому они никогда не были прямыми конкурентами». «Фактически мы получили игрока с более комплексным портфелем услуг и надеемся, что благодаря данной сделке конкуренция на рынке кадровых провайдеров усилится, а качество их работы вырастет»,— отметил он. Схожим образом высказался и руководитель департамента бизнес аналитики и решений кадровой компании Manpower Михаил Тузов. По его словам, если крупных игроков не будет, их места будут заняты небольшими компаниями, что может ухудшить качество услуг и прозрачность рынка.

Собственников сменила и компания Manpower, ранее занимавшая четвертое место в рейтинге АЧАЗ с оборотом 6,8 млрд руб. Впрочем, это произошло еще в декабре 2021 года, как рассказали «Ъ» в пресс-службе компании, «в соотвествии с глобальной стратегией головного офиса», которая предполагала, что в ряде стран компания перейдет на операционную модель франчайзинга. «Этот процесс был запущен несколько лет назад и будет продолжаться в дальнейшем»,— пояснил «Ъ» Михаил Тузов.

Пятая компания из рейтинга АЧАЗ — компания Hay’s — также сменила международную принадлежность на российскую, однако это произошло по другой схеме. Как пояснили «Ъ» в пресс-службе предприятия, она была выкуплена российским менеджментом, однако юридически новой компании не возникло, а произошла только передача прав на доли в ней. «При проведении сделки был установлен ряд ограничений, в том числе запрет на использование интеллектуальной собственности (в частности, товарных знаков), права на которую остались за предыдущими собственниками компании. В связи с этим новые собственники решили создать бренд «Гет Экспертс» (Get еxperts), под которым компания продолжит свою деятельность»,— отметили в пресс-службе. Сейчас, по их словам, в компании работает 150 человек, которые обеспечивают кадровой экспертизой более чем 1 тыс. работодателей.

Как сообщили «Ъ» в компаниях, потерявших международный статус, они не опасаются столкнуться с какими-либо значимыми ограничениями в своей дальнейшей работе. Как отметил Михаил Тузов, «корпоративный бизнес продолжит взаимоотношения, а обмен экспертизой на международных рынках будет происходить как и раньше». «Рынок давно стал глобальным, и, несмотря на уход международных игроков, у нас сохраняется возможность ориентироваться на международные стаффинговые рынки и пользоваться глобальной экспертизой, в том числе и за счет своих офисов в Таиланде, Беларуси, Казахстане и других»,—говорит Алексей Миронов. В Get еxperts «Ъ» сообщили, что до выкупа российскими собственниками ООО «Хейз Спешиалист Рекрутмент» имело IT-инфраструктуру, которая на 40% поддерживалась штаб-квартирой, а на 60% была локализована в соответствии с требованиями российского законодательства, и сейчас, так как связи с британской компанией больше нет, «идет процесс развертывания новой IT-инфраструктуры на базе сертифицированного дата-центра в РФ». «Сложности, конечно, возникают, но не более, чем у других российских компаний в условиях санкций»,— отметили в компании.

Что касается работы на российском рынке в новых условиях, то, как отмечает Михаил Тузов, нельзя отрицать, что российский рынок труда сейчас «замедлился». «Мы уже видим, как в разных отраслях падение спроса на персонал колеблется от 20% до 60%. Хотя мы ожидаем восстановления рынка осенью и зимой, по итогу года наймовая активность, по сравнению с 2021 годом, существенно снизится»,— отмечает Алексей Миронов. В то же время, по словам Михаила Тузова, компании видят потенциал развития в области предоставлении гибких решений для бизнеса в сфере рекрутмента, предоставлении персонала и аутcорсинга. «Рынок приспосабливается к ситуации, происходит перестройка в ритейле, логистике, производстве. Все это требует притока персонала как в подборе, так и в предоставлении временного труда работников и аутсорсинге»,— отмечает он. В условиях текущей рыночной волатильности стоит ожидать роста востребованности так называемого временного персонала или предоставления персонала на проектной основе, говорит Алексей Миронов. Также, по его словам, сейчас пользуются спросом технологические решения, в том числе ATS-системы, которые позволяют оптимизировать работу рекрутеров.

В той части российского рынка рекрутмента, которая относится к подбору топ-персонала, за последние полгода произошли схожие изменения. Так, из России ушли две международные компании, занимавшиеся подбором руководителей — Spencer Stuart и Egon Zehnder. Как следует из заявления, сделанного компанией Odgers Berndtson в марте этого года, она также покидает страну, но локальный офис, будучи российской компанией, продолжит полноценную работу в России под брендом Odgers Berndtson Russia в полном объеме и сохранит всю команду. «Мы очень благодарны нашим коллегам со всего мира, что в данный момент мы смогли найти оптимальный вариант приостановки нашего сотрудничества, который никак не затронет ни наших клиентов, ни команду, ни наше качество и бренд. Мы верим, что в будущем мы вновь воссоединимся с международной Odgers Family и продолжим помогать российским и мировым компаниям строить выдающиеся команды»,— заявил тогда Роман Тышковский, управляющий партнер Odgers Berndtson. Как отмечает партнер рекрутинговой компании Cornerstone Ольга Ворошилова, уход других западных компаний в этом сегменте так или иначе происходил схожим образом. «Их команды остаются в России и клиенты теперь работают с ними напрямую, либо с созданными ими агентствами. Думаю, осенью мы увидим на рынке много новых названий»,— говорит она. В то же время, как отмечает управляющий партнер RusPartners Дина Акимова, локализовавшиеся компании должны будут искать новые решения в свете последних событий. «Без доступа к международным базам и экспертизе международных коллег приглашать зарубежных специалистов для работы в России будет значительно труднее»,— говорит она. Кроме того, по ее словам, у локальных фирм может не быть доступа к ряду оценочно — консалтинговых продуктов, особенно разработонных на уровне штаб-квартир, которые необходимы для предоставления услуг в области поиска и развитИя лидерства, при этом этот факт даст толчок к развитию локальных продуктов и экспертизы.

Что касается тех перспектив, которые сейчас есть на рынке, то, как отмечает управляющий партнер Ward Howell Георгий Абдушелишвили, «во всех компаниях сейчас усилилась неопределенность и каждая из них вынуждена решать, как развиваться дальше». «Пересматривать свою стратегию? Выходить на новые рынки? Заниматься импортозамещением? И поиск нового топ-менеджера является только частью ответа на этот вопрос, а на самом деле он должен быть гораздо более широким. И мы действительно видим, что в нашей практике выросло число встреч, необходимых одной компании, и на них стал обсуждаться более широкий круг вопросов»,— говорит он. Например, как отмечает партнер Kontakt InterSearch Russia Юлия Забазарных, в том случае, если компания решила закрыть или передать свой бизнес в России другому собственнику, у новой структуры появляется запрос на управленцев, готовых трансформировать бизнес и обеспечить требуемую рентабельность. «Ближе к концу года на российском рынке начнется новая волна реструктуризации бизнеса и мы увидим запрос на людей, способных решать стратегические, а не сиюминутные задачи, как сейчас. При этом нужно учитывать, что большинство компаний уже потеряли одного-двух топ-менеджеров, решивших эмигрировать»,— говорит Дина Акимова. Кроме того, по словам Юлия Забазарных, стремительно выросло число проектов по поиску руководителей центров разработки, директоров по R&D. Еще недавно практически все запросы поступали от компаний фармацевтической отрасли, сейчас же спектр клиентов расширился – новые инновационные продукты нужны косметической, пищевой промышленности и большинству других индустрий»,— говорит она.

В перспективе, по словам Георгия Абдушелишвили, часть российский кадровых компаний может начать работать на новых рынках за пределами страны — в Узбекистане, Казахстане, Грузии, Израиле. «Мы обладаем глобальной экспертизой и достаточно конкурентоспособны при подборе кадров для глобальных компаний. Зачастую российские команды даже превосходят зарубежные по скорости работы и принятию решений»,— говорит он. «У всех крупных российских компаний были представительства в СНГ, однако только сейчас мы видим стремление их активно развивать. Все понимают, что на этих рынках есть вероятность роста, а вот как ситуация будет складываться в РФ, пока неясно»,— отмечает Дина Акимова.


<< Больнее пандемии: как кризис 2022 года изменил рынок труда в РоссииРоссияне переориентировались на китайские и ноунейм смартфоны >>