Готовы ли компании нанимать бывших предпринимателей?

 
Публикация 170 из 212 по теме Рынок труда

За последние 2 года 30% компаний стали чаще сотрудничать с бывшими владельцами бизнесов. В 76% случаев это связано с интересом к предпринимательскому опыту руководителя. 12% респондентов наняли бывших предпринимателей из-за дефицита грамотных руководителей на рынке. Такими выводами поделились авторы исследования консалтинговой компании Kontakt InterSearch Russia.

59% опрошенных компаний готовы рассматривать бывшего предпринимателя в качестве кандидата в компанию на любые функции. 31% – только на функции, связанные с развитием бизнеса. 9% не готовы работать с бывшими владельцами бизнеса.

39% опрошенных компаний готовы платить сотруднику с опытом предпринимательства доход выше рыночного, 37% ответили отказом, еще 24% затруднились с ответом. Среди причин готовности платить больше: высокий уровень мотивации такого сотрудника, глубокое погружение в процессы, заинтересованность в наилучшем результате, системный подход, отношение к работе как к своему делу, полная самостоятельность, возможный коучинг молодых сотрудников, опытность и др.

Компании готовы предложить бывшим предпринимателям мотивацию помимо оклада: 67% – бонусы, 33% – процент от прибыли, 17% – LTI и опцион, 7% – акции.

Большинство опрошенных (31%) склоняются к тому, что отдадут предпочтение человеку с опытом предпринимательства при прочих равных с другими финалистами, претендующими на должность топ-менеджера (однако полной уверенности нет). Однозначное «да» готовы дать 17% компаний. Категорическое «нет» предприниматели получат от 14% работодателей.

Бывшие владельцы бизнеса не всегда готовы выйти на работу в компанию: 36% компаний рассказали, что получали отказы. Среди причин, по которым предприниматель не стал рассматривать предложение работодателя: уровень дохода (50%), задачи (38%), корпоративная культура (27%), график работы (23%), личность руководителя (19%).

Респонденты также поделились реальным опытом найма бывших предпринимателей: 85% из них принимали на работу сотрудников, которые в прошлом занимались собственным бизнесом. Чаще всего их приглашали в блок бизнес-девелопмента, инноваций, разработки продуктов (59%). Большая часть респондентов отмечает, что бывшие предприниматели наиболее эффективны именно в этих вопросах. Реже (по 25%) их нанимали в технический блок и на поддерживающие функции (финансы, HR, юридический блок).

Самая частая задача, для решения которой нанимали бывших предпринимателей, – вывод новых продуктов (51%). На втором месте – трансформация бизнеса и выход на новые рынки (по 37%).  Также популярна разработка стратегии бизнеса (33%). Реже бывших предпринимателей приглашали для антикризисного управления (19%) и сделок M&A (8%).

Практически в половине случаев (49%) бывшие предприниматели задерживаются в компании более чем на 2 года. Треть работает 1-2 года, менее года – 14%.  Краткосрочный наем встречается крайне редко: менее полугода работают 6%, менее 3 месяцев – 1%.

Чаще всего бывшие владельцы бизнеса покидают компанию по причине завершения проекта (31%), 29% уходят по собственному желанию. В 18% случаев бывший предприниматель оставляет работодателя, чтобы снова развивать собственный бизнес.

Большая часть респондентов (61%) дает положительную оценку участию бывших предпринимателей в работе компании/отдела. 24% оценивает их вклад скорее положительно, 7% – нейтрально, 8% – скорее негативно. Никто из респондентов не охарактеризовал работу бывших предпринимателей отрицательно.

64% считают, что положительные результаты работы связаны с предыдущим опытом бывшего предпринимателя. 24% не заметили связи, 10% отметили, что опыт больше мешал, нежели помогал в достижении целей.

Около половины респондентов (47%) не заметили никаких трудностей в работе с бывшими предпринимателями. Остальные назвали следующие проблемы: сложность выполнения корпоративных правил и следования корпоративной культуре (36%), сотрудник оказался не командным игроком (15%), сотрудник не признает авторитетов (15%). Среди других трудностей: отсутствие лояльности компании, медлительность, сложность в следовании бизнес-процессам.

Анастасия Овчаренко, директор департамента по подбору персонала для технологичных рынков компании Kontakt InterSearch Russia: «Причин, по которым работодатели стали более лояльны к бывшим предпринимателям, несколько.

Кадровый голод. Несмотря на высокие требования работодателей, рынок – за кандидатами. Компании стараются предлагать наилучшие условия для того, чтобы заполучить желанного сотрудника. Возникает кадровый дефицит, и работодатели обращаются к бывшим предпринимателям, дают шансы тем, кого они раньше рассматривали с опаской.

Юнит-экономика. Кто, как не предприниматель, умеет считать выгоду от каждого шага и от каждого вложенного рубля? Он смотрит на любой бизнес-процесс с позиции издержек и прибыли. Например, наемный сотрудник, который всегда отвечал исключительно за расходную часть, смотрит на любой кейс с позиции затрат. Его интересует то, сколько компания потеряет. Коммерческий менеджер смотрит на процесс с точки зрения того, сколько компания заработает. Предприниматель же оценивает ситуацию с двух сторон. Это положительно сказывается на росте мотивации работодателей нанимать бывших владельцев бизнеса.

Продуктовая ориентация бизнеса. Сейчас во главе угла – продукты. Сейчас все меньше иерархичных компаний с классической структурой управления и все больше продуктовых. В рамках бизнес-юнитов выделяются ограниченные зоны ответственности каждого сотрудника. Нанять бывшего предпринимателя для разработки определенного продукта – это безопасно, поскольку ошибка затронет лишь определенный юнит. Именно поэтому бывших предпринимателей часто приглашают на продуктовые роли, например, руководителей бизнес-юнитов».

В исследовании компании Kontakt InterSearch Russia, приняли участие 412 респондентов из 19 отраслей. Опрос проводился в июне 2021 года.

<< График, расстояние от дома и надежность — россияне назвали важнейшие критерии поиска работыРоссияне назвали главные причины смены работы >>